Современный теддизм: от классики до авангарда

Фотографии будут добавлены позднее. Просим прощения.

За последние сорок лет теддизм – искусство создания авторских мишек-тедди – стал одним и самых популярных увлечений в мире. Зародившись, как это ни странно, в Америке, а не в Европе, он постепенно распространился по всему миру и лет десять-пятнадцать назад дошел до России.

Несмотря на колоссальное разнообразие мишек, в современном теддизме можно выделить три основных направления: авторская классика, авангард и натурализм. Чтобы разобраться, что к чему, нам потребуется краткий экскурс в «медвежью» историю.

До 1970-х годов мишек производили исключительно на мануфактурах и на фабриках. (Синтетические игрушки для массового рынка появились в 1960-е.) Тедди были весьма разнообразными, но разнообразие это имело в своей основе классические выкройки.

Что такое классическая выкройка? До 1950-х годов для каждого десятилетия можно определить некого «типичного» мишку. Речь идет о пропорциях. Так, большинство тедди начала прошлого века отличают длинные «руки», а у мишек 1940-х передние лапки короткие. Выкройки таких «типичных» тедди и есть медвежья классика.

Все классические мишки более-менее гармоничны. В них нет чрезмерности. Ничего слишком длинного, слишком короткого, слишком толстого или слишком худого. Это объясняется тем, что мишки-тедди произошли от игровых кукол и пропорции у них соответствующие. До того как получить свое знаменитое название от имени Теодора Рузвельта, они даже назывались «мишки-куклы».

В 1950-е началась волна вариаций на тему классики. Но тедди, по-прежнему, оставались пропорционально сложенными, разве что голова могла быть слишком большой. Варьировалось, в основном, местоположение и форма глаз и ушей. (Хотя отдельные экземпляры поражали воображение своей оригинальностью.)

Начало эпохи авторского тедди приходится на 1970-е. Именно тогда за дело взялись художники, делающие штучные, уникальные вещи. Долгое время они продолжали исключительно классическую тему. Были разнообразные эксперименты с оформлением мордочки, материалами, костюмами и, главное, образами мишек. Ведь что такое авторский мишка-тедди? Это не просто ручная работа – мишек таких фирм, как «Штайф» (Steiff) и «Херман» (Hermann) тоже собирают и оформляют люди, а не автоматы. Это уникальный образ, который и сам художник не сможет повторить дважды. Даже тедди, созданные по одной выкройке в рамках одной серии, будут отличаться друг от друга. У каждого — свои особенности и своя история. Авторский мишка тем и отличается от серийного, что рождается со своим характером.

Авторская классика – в наше время одно из самых популярных направлений в теддизме. В основном художники работают не с самими классическими выкройками, а с вариациями на их тему. Полная же копия какого-либо из старых мишек называется репликой и может отличаться от оригинала размером.

В рамках авторской классики существуют свои течения. Самое известное из них – «тортюр». Тортюрные (от фр. torture – пытка, мучение) тедди специальным образом «старятся». В итоге, выглядят так, как будто ими много лет играли. Потертая шкурка, заштопанные дырки, болтающееся ухо, разболтанные шарнирные соединения – все это отличительные признаки «тортюра».

Среди зарубежных теддистов, предпочитающих классику, стоит отметить таких как: Анна Хо и Анна Коэтс (Нидерланды), Бригита Хофман и Анна Дацумаль (Германия), Хельга Трофс (Бельгия), Шэрон Бэррон (США).

В России авторская классика распространена не так широко. Хотя ею и занимаются многие известные художники, обычно она составляет лишь небольшую часть их творчества. Например, сестры Бухараевы, Ирина Лобина, Алина Карева, Татьяна Григорьева, Лана Андреева, Алена Жиренкина, Екатерина Беспалова и др. В качестве исключения можно назвать Наталью Катаеву, Аллу Агапкину и Лену Смагу – они специализируются на данном направлении.

Примерно до 1990-х никаких принципиальных изменений в «анатомии» мишек-тедди не происходило. А потом начался бум медвежьего авангарда, авторской фантазии. Художники стали создавать выкройки с нарушением классических пропорций. Появились мишки с непомерно короткими или, наоборот, длинными ногами, огромными объемными пятками, крошечными головами, толстенными животами, гротескными носами.

В Европе это направление существует наравне с классикой, а в России распространено больше всех остальных. Его предпочитают начинающие теддисты, поскольку тут не нужно соблюдать никаких канонов, а некоторые неудачи можно прикрыть «авторской идеей».

Авангард – штука коварная. Если при работе с классикой копировать старинный оригинал не возбраняется, то тут нужно обязательно придумывать что-то свое, ни на что не похожее. В Европе копирование чужого образа или выкройки может привести к тому, что теддист будет «дисквалифицирован» и с позором изгнан, например, с выставки. В России на это пока что закрывают глаза, что не лучшим образом сказывается на общей массе авторских тедди.

Медвежий авангард, как и положено, весьма разнообразен. В России, например, на волне увлечения Японией прижилось такое течение как мишки-аниме. Им занимаются Руслана Артюшенко и Наталья Чугуй. Есть и такая тенденция, как авангардный «тортюр».

Среди российских теддистов-«авангардистов» – Джемма Кадж, Анастасия Купцова, Татьяна Колесникова, Елена Виноградова, Магда и др. Есть фэнтезийные мишки и у сестер Бухараевых, Ланы Андреевой, Алины Каревой, Алены Жиренкиной. Большинство новичков также обращаются к этому направлению.

Из зарубежных художников, работающих в этом направлении, особенно интересны Барбара Энн (Великобритания), Клаудия Штеффен и Сабине Эшбах (Германия), Ма Йун-Сук (Корея), Арт Роджерс (США).

Кроме классики и авангарда есть еще одно направление – натурализм. (Оригинальное название – «natural bear», то есть, «настоящий медведь»). Задача – воссоздать в мохере настоящего медведя со всеми анатомическими подробностями, включая когти и зубы. У таких мишек есть даже позвоночник. Все выкройки – авторские. Разработана и специальная технология создания выкройки по фотографии, сделанной в условиях естественного обитания.

Некоторое время в медвежьем мире шли споры, относить таких мишек к тедди или нет. В конце концов, решили их оставить. Вероятно, одна из причин в том, что тема эта появилась еще в начале прошлого века. Натуралистичных медведей – стоящих на четырех лапах, одетых в намордники, иногда весьма похожих на настоящих – выпускали такие фирмы, как немецкие «Штайф» и «Бинг» (Bing), английская «Динс» (Dean’s).

Сейчас считается, что создание натуралистичного мишки – самое сложное, что есть в теддизме. Здесь нужна и разработка выкройки, и скелет, и лепка когтей и пасти. Обычно для этих целей используют полимерные пластики.

В России в этом направлении не работает практически никто. Среди немногочисленных зарубежных художников самые известные – немецкие: Ротрау Илиш, Моника Штайн, Карин Де Лоренцо. Также это направление развивается на востоке – Нийна Канай (Япония), Ан Бюн-Хва и Парк Юк-Оэ (Корея) и др.

На стыке натурализма и авангарда существует течение, объединяющее тех, кто занимается стилизацией натуралистичных мишек. Здесь не требуется анатомическая точность, не нужен скелет, а мордочка может быть оформлена, как заблагорассудится художнику – тонировка, глаза с ресницами. То есть, мишка получается похож на настоящего, но только какими-то отдельными чертами – например, формой головы или лап.

В России тедди, выполненных в таком стиле, можно увидеть среди работ Джеммы Кадж, Ланы Андреевой, Ирины Кунах. Среди зарубежных художников – Бритта Хельберг (Германия), Юдит Шног и Иоланда Штаартхоф (Нидерланды), Канг Бу-Я (Корея), Робин Фолли (США).

Конечно, в рамках каждого из названных направлений существует множество течений, некоторые из которых связывают эти, казалось бы, разные, «медвежьи» темы. Более того, мало кто из теддистов сосредотачивается исключительно на одном направлении, в основном, художники предпочитают создавать разные образы, если не параллельно, то на разных этапах своей работы.

Так что задача данной классификации – дать общее представление о современном теддизме, а не снабдить каждого мишку и каждого художника ярлыком.

Аля Липина

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Comments for this post are closed.

  • Добро пожаловать на сайт проекта "Тедди-Арт". Мы можем создать мишку-тедди на любой вкус или помочь отреставрировать старых, "залюбленных" медвежат. А еще - сделать фотосессию для плюшевых любимцев или кукол.

    Также на нашем сайте вы найдете мастер-классы и рассказы о различных выставках и других интересных событиях кукольно-медвежьего мира.