«Так-так-так», — говорят колеса. Поезд катится из немецкого города Эссена на юг, вместе с поездом качусь я, а вместе со мной — впечатления и воспоминания. Какое все это имеет отношение к вам? Самое непосредственное: я возвращаюсь с крупнейшей осенней выставки мишек-тедди EuroTeddy («ЕвроТедди»). Думаю, не слишком преувеличу, если скажу, что это одна из основных достопримечательностей города. Кроме романского аббатства, синагоги в стиле модерн и многочисленных выставок, для проведения которых выстроен огромный комплекс, в Эссене смотреть, по большому счету, нечего.
Но ближе к делу. По разным причинам я с год не посещала европейские выставки. За это время в здешнем медвежьем искусстве случилась некоторая перемена (ура!) тенденций. Не сказать, чтобы появились новые художники, но ряд хорошо знакомых публике мастеров свернул с привычного пути, а некоторые вышли на качественно другой уровень популярности. Итак: в этом году пальму первенства захватили натуралистичные медведи и миниатюра. Что безусловно, говорит о росте общего уровня мастеров. Ведь это два самых сложных в работе направления теддизма. (Подробнее о современном теддизме можно прочитать в нашей статье.)
Начну с первого. «Новички» постарались так, что затмили даже корифеев, таких как Карин де Лоренцо и Эрика Книрш. У Карин, за работами которой клиенты записываются в очередь на несколько месяцев вперед, к концу выставки на стенде оставался непроданный медведь. (Если учесть, что она выставила всего пять работ…) Правда, благодаря отсутствую обычного ажиотажа, мне наконец-то удалось прорваться и потискать одного из мишек. Набивка, скажу вам, феноменальная. Ощущение, что держишь в руках живое существо. Набивка не просто комбинированная (гранулят + мягкий материал), она распределена по телу медведя таким образом, что жесткие и мягкие места соответствуют реальной анатомии. Плюс подвижные сочленения, которые не хрустят и не щелкают под пальцами. Как будто медведь шевелится сам. Про пасть на магнитах, глаза с закрывающимися веками и прочие особенности я уже писала. В общем, работы Карин де Лоренцо стоят своих, пусть и немалых, денег.
75 евро — цена набора «сделай сам». Сама панда Канг стоит ближе к тысяче евро.
Безусловным открытием сезона, как для меня, так и для жюри конкурса ЕвроТедди 2011 (Европейское первенство среди художников-теддистов) стала москвичка Светлана Хабарова. Весной она заняла третье место в конкурсе TED Worlwide Award 2011 в номинации «Натуралистичный медведь» с работой Слипи, а сейчас – первое, в номинации «Художественный медведь, без одежды» с Берни. Светлана делает не только натуралистичных мишек, но также кошек, собак и других звериков, причем разного размера. Так, на ее стенде были представлены два огромных «медвежонка» Юки и Ли-Мей: белый и панда. Качать на руках этих полуметровых малюток было так приятно, что оказалось сложно остановиться. Как и у мишек Карин де Лорнецо, у них подвижная пасть, но Светлана работает по собственной технологии.
Берни, получивший приз, выполнен на комбинированном каркасе. Его тело полностью подвижно, включая спину и хвост, но лапы гнутся только в тех местах, где задумано. В сочетании с мягкой набивкой создается эффект живого тела. Добавим невероятно реалистичную морду с прищуренными глазами и острыми зубами – и признание мастерства художника гарантированно!
Хайке Бухнер близка к тому, чтобы начать делать мишек в масштабе 1:1. Во всяком случае, ее потрясающие панды размером близки к оригиналу. Хайке делала натуралистичных мишек и раньше, но они были гораздо более условными, чем работы, представленные на этот раз. Похоже, что художница решила сосредоточиться на этой теме и достигла отличного результата. Мишек, выполненных в другом направлении среди ее работ в Эссене не было. На конкурсе Хайке была номинирована в двух категориях: «Художественный медведь, без одежды», «Художественный медведь, в одежде». В обеих получила второе место.
Хайке в работе немало помогает супруг Петер, художник и миниатюрист. Тут надо сделать лирическое отступление. Дело в том, что у нас медвежье дело – преимущественное женское. Совсем другая история в Европе. На подавляющем большинстве стендов работают не только художницы, но и их мужья. Причем, мужчины не сидят «для мебели», а активно общаются с клиентами и другими художниками. Чаще всего, они помогают женам и в работе над мишками. Кто-то изготавливает аксессуары, кто-то вышивает носы (например, муж Барбары Энн) и т.д. А некоторые сами создают мишек и тогда уже жены оказываются на подхвате. То же самое с посетителями. Мужья не просто сопровождают жен, а выказывают живой интерес и немалые познания в теддизме. Некоторые сами являются квалифицированными коллекционерами.
На этой оптимистической ноте заканчиваю первую часть рассказа. Напоследок — еще несколько фотографий натуралистичных мишек (и не только) с разных стендов.
Миниатюра от Минкитцберен.
Кот Ивонны Сайберт.
Исключительные работы Мануэлы Шульц. Без шплинтовых соединений, но полностью подвижные. Жаль, мишек у нее совсем немного.
Кристине Штайнбреннер сотрудничает со знаменитой фирмой Херман.
Продолжение следует…
Comments for this post are closed.