Галина Варенюк: «С куклой нужно играть»

Авторская кукла – тема, которую можно рассматривать по-разному, и каждый будет по-своему прав. У меня свое мнение на этот счет. Каждый объект «опредмечивает» человека, который его создал. Кукла – это человечек, магическая фигурка, в ней заложена важная информация. С куклой нужно играть: любоваться, рассматривать, перемещать. Она должна участвовать в каком-то действии. Если этого не происходит, то кукла – мертвая, просто предмет, какой бы замечательной она ни была.

Мне кажется, главное – создать куклу. Из чего и как она сделана – значения не имеет. Приобретая что-то для музея, я не руководствуюсь какими-то определенными критериями. Если вижу куклу в контексте игры – беру. Игра, конечно, не детская, а взрослая. Я все время переставляю куклы, нахожу им новые места, получаю от этого эстетическое (и не только) удовольствие. Сюжетные линии, представленные в витринах, пересекаются, рождают ассоциации, воспоминания.

Пусть работу сделал ребенок, но если он выразил через нее себя, эта кукла уже имеет право на жизнь. Кукла может быть и народной, например, скруткой, из который нитки во все стороны торчат. Главное, чтобы это работало на образ. Однажды в перестроечные времена я купила у бабушки на рынке куклу – типаж «пьяная баба в народный праздник». У нее все косо-криво – съехавший платок, рот набекрень, но образ сильный и точный.

Если говорить о материалах, то я не люблю пластики. Для меня это «мертвый» материал. Работы, выполненные из него, напоминают восковые фигуры.

Именно в пластиках любят выражать себя начинающие художники. Но: если ты делаешь лицо текстильной кукле, то любые огрехи работают на образ. Например, вместо Дюймовочки получается злая фея, и в этом нет ничего страшного. По ходу работы видишь, что пошло не так, и можешь это обыграть. С пластиком сложнее. Нужна четкая анатомия. А анатомии из начинающих художников никто, как правило, не знает. И тут начинается полная ерунда. Например, глаза поставлены не туда, куда надо. Это выдает дилетантизм, что по-моему, просто неприлично.

Конечно, нынешняя «кукольная мания», как и всякое безумие, преходяща. Те, кто сейчас ни с того, ни с сего кинулись на изготовление кукол, зря тратят время. Тот, кто думает, что закончит курсы и тут же станет зарабатывать, жестоко ошибается. Кукла должна идти из глубины. Это, как правило, выплеск души художника, который сам не знает, как и почему ее сделал.

Художник наделен глубинным знанием, мироощущением, которое он может выразить только через куклу. Как будто он все отдает этой маленькой фигурке, от того она и магическая.

С директором Петербургского музея кукол Галиной Николаевной Варенюк беседовала Александра Вареникова

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Comments for this post are closed.

  • Добро пожаловать на сайт проекта "Тедди-Арт". Мы можем создать мишку-тедди на любой вкус или помочь отреставрировать старых, "залюбленных" медвежат. А еще - сделать фотосессию для плюшевых любимцев или кукол.

    Также на нашем сайте вы найдете мастер-классы и рассказы о различных выставках и других интересных событиях кукольно-медвежьего мира.