«Мамина помада», «Следы» и другие истории из жизни девочки и кошки

Ирина Андреева родилась в старинном русском городе Сарапуле. Училась в Ижевске. Окончила Удмуртский государственный университет, факультет искусств. Материалом для диплома стал войлок, точнее валенки. Художница некоторое время работала в разных творческих направлениях (стилистом в журналах, автором текстильных кукол и др.), но постепенно перешла на кукол из войлока. Раздумья над скульптурной формой валенка и ее возможными интерпретациями привели к появлению валяных коров. Затем возникли и люди, куклы. А потом мебель и ковры. С переездом в Москву в 2005 году художница сразу же стала любимицей организаторов и посетителей выставок. Является обладателем целого набора различных призов и дипломов, в том числе наградами таких выставок как: Международная выставка художественных кукол и мишек-тедди в Галерее Вахтановъ, «Ребро Евы» и др.

Проект Ирины Андреевой «Теплый день», по сути, история всего лишь двух персонажей – девочки и кошки. Персонажи эти, конечно, отчасти биографические. У девочки Иры была кошка по имени Изаура (привет первым сериалам в Советском Союзе), и они частенько оставались дома вдвоем. Но показанные художницей истории не просто зарисовки из прошлого – это попытка поймать за хвост птицу собственного детства, воскресить полузабытые эмоции, подернутые теперь легким флером ностальгии.

Стоит ли говорить, что художнице удалось не просто выполнить сложнейшую задачу, но и передать схваченные эмоции зрителям? У редкого посетителя выставки не екает сердце при виде заспанных шерстяных глазок и по-настоящему теплой валяной батареи. Мало кто не погружается в воспоминания о том, как сам прятался в шкафу среди пахнущих нафталином шуб и колючих драповых пальто, подглядывая в узенькую щелочку. А какой аппетит вызывает тарелка немножко мохнатых пельменей…

Такой силой воздействия сценки из одного теплого дня обладают не только из-за сюжетов, но и благодаря «уютному» материалу – войлоку, цветовой гамме, схожей с фотографиями из старого альбома, а еще по причине удивительного масштаба и размера, подчеркивающих хрупкость главных героев и зыбкость воспоминаний. Ирину Андрееву недаром называют монументалистом в войлочной скульптуре. Ростом девочка и кошка мало уступают настоящим, соответствующего размера и шерстяная мебель: шкаф, диван, телевизор, батарея и все остальное.

Войлочный мир в масштабе 1:2 художница создает… в ванной комнате обычной городской квартиры. Работая в технике «горячего» (или «мокрого») валяния, Ирина «выполаскивает» своих героев и их «среду обитания» именно там. Для изделий такого масштаба работа иглой (фильцевание) не подходит. Кроме того, весь «Теплый день» сделан из грубой шерсти, что также накладывает ограничения на технику.

Следуя причудам шерсти, превращающейся в войлок, художница уже давно не делает эскизов. Конечно, при необходимости она может подчинить материал идее, которую держит в голове, но в процессе рождения нового существа все равно главное – руки, ощущающие шерсть во время лепки, а не неукоснительное следование придуманной схеме. Это еще одна причина поразительной живости и теплоты созданий Ирины.

Сейчас «Теплый день» составляют пять историй: «Теплое утро», «Мамина помада», «Теплее… теплее…», «Следы» и «Теплый вечер», однако планируется, что их будет больше. Быть может, девочка и кошка еще приедут в Петербург с новыми историями. Будем на это надеяться.

В теплый день детства прогулялась Александра Вареникова. Спасибо Ирине Андреевой за помощь в подготовке материала.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Comments for this post are closed.

  • Добро пожаловать на сайт проекта "Тедди-Арт". Мы можем создать мишку-тедди на любой вкус или помочь отреставрировать старых, "залюбленных" медвежат. А еще - сделать фотосессию для плюшевых любимцев или кукол.

    Также на нашем сайте вы найдете мастер-классы и рассказы о различных выставках и других интересных событиях кукольно-медвежьего мира.