Время кукол №7. Наши пять копеек

Преамбула

Выставка «Время кукол» — безусловно, самое яркое событие петербургской кукольной жизни. Как живой организм, поддерживаемый усилиями множества людей, с годами она развивается и изменяется. От выставки к выставке все более интересными и профессиональными становятся спец.проекты, некоторые из которых представляют собой не просто выражение той или иной концепции, но законченные художественные высказывания художников и галеристов. Организаторы всякий раз экспонируют как мастеров с мировым именем, чьи работы, однако, непросто увидеть «широком доступе», особенно в России, так и художников, никому не известных, но заслуживающих признания.

В то же время уже не первую выставку наблюдается массовый отток художников из рядов экспонентов. Связано это с целым рядом факторов. Роль тут играет и количество посетителей, и покупательная способность публики, и стоимость участия в выставке, и контингент. К сожалению, одно завязано на другое. Как известно, петербургская публика — не московская. У нас на выставки ходят больше смотреть, чем покупать. Таким образом, выставочный стенд становится для художника своеобразной витриной, за которую, с учетом невысоких продаж, приходится довольно дорого платить. Кроме того, четыре дня работы на выставке — это тяжело. Отсюда — участие «в складчину», отказ от выставок, «задранные» художниками цены и рост количества низкопробных работ, авторы которых еще не достаточно профессиональны, но уже обладают необходимой для аренды места суммой. Отсюда же отказ от участия в выставках многих известных художников, а также приезжих мастеров. На данный момент, если не считать спец. проекты, большинство экспонентов — петербуржцы, а большинство экспонатов — куклы и «валяшки». К сожалению, в выставочных залах становится все меньше и меньше мишек-тедди и других художественных направлений и все больше «рукоделия».

Хочется верить, что ситуация наладится и выставка «Время кукол», в том или ином виде, продолжит свое существование в Петербурге. Возможно, не последнюю роль здесь сыграют именно концептуальные проекты, становящиеся от раза к разу все более интересными, благодаря фантазии, вкусу и профессионализму основателя и ведущего организатора выставки Ольги Лахиной.

Пять копеек от «Тедди-Арт»

А теперь расскажем о том, что показалось нам наиболее интересным и заслуживающим внимания.

Начнем со спец.проектов. В первую очередь хочется отметить зал-инсталляцию «Платье для куклы». Здесь были представлены платья, созданные художниками-кукольниками и дизайнерами по размерам кукольного манекена. (Кстати: идеальная кукольная фигура, по мнению авторов проекта, это 32х25х36 см.) Участие в проекте приняли как победители конкурса кукольных костюмов на манекенах фестиваля кукол и мишек-тедди «Именины куклы», так и мастера, не участвовавшие в конкурсе: Наталья Бельтюкова, Ольга Герр, Дарья Головко. Но наиболее интересными экспонатами оказались, пожалуй, работы легендарного петербургского художника по костюмам и росписи тканей, мастера курса Театральной академии Татьяны Слезиной и ее студентов, а также антикварные кукольные платья, предоставленные Ильмирой Степановой.

Второй удачей выставки стала демонстрация проекта «Теплый день», созданного художником по войлоку, москвичкой Ириной Андреевой. Подробнее о проекте — в статье ««Мамина помада», «Следы» и другие истории из жизни девочки и кошки». Здесь же отметим только, что проект продолжает пополняться новыми работами. На этот раз помимо уже знакомых зрителям композиций была представлена замечательная «Пельменная рапсодия», которую можно увидеть на фотографиях ниже.

Несомненно интересным и познавательным, особенно для начинающих художников, стал проектПетербургского музея кукол «Начало», в рамках которого можно было увидеть первые работы крупнейших петербургских художников-кукольников, бережно сохраненные директором музея. Что думает Галина Варенюк об авторской кукле, можно узнать из беседы с ней.

Вновь порадовали публику своими необыкновенными работами, выполненными в технике грунтованного текстиля, Наталья Гапонова и Марк Ли. Благодаря фонду «Куклы мира» на выставке был представлен их проект «Лавка древностей». (Экспонатом притворяется Лана Андреева.)

Одним из самых ожидаемых событий выставки в этот раз были работы легендарной канадской художницыМарины Бычковой. Эти уникальные шарнирные куклы — мечта многих коллекционеров — выполнены из фарфора, расписаны вручную, одеты в дизайнерские платья, нередко декорированные стразами от Сваровски. На фотографиях, в изобилии имеющихся в Интернете, они кажутся представителями прекрасной внеземной расы, настоящим чудом, хрупким и недостижимым. Увы, в жизни все совсем не так. Будучи экспонированными в витрине, эти куклы оказываются «мертвыми» и пугающими. Их расписные глаза не сияют, кожа не сверкает, стеклянный шкаф с ними напоминает паноптикум из кунсткамеры. Конечно, если взять такую работу в руки, ощутишь ее вес, гладкость, но даже приятные тактильные ощущения не компенсируют отталкивающего впечатления непосредственной встречи.

Что касается постоянных участников «Времени кукол», то как всегда прекрасны были ВоронихаСветлана ГруздоваИра ДейнекоИрина ЕгороваАлена ЖиренкинаПетербургский квилт-клубЛидия СнульМагда и другие завсегдатаи. На некоторых именах остановимся подробнее.

Настоящий прорыв совершила Наталия Годес. Занимаясь куклами не первый год, будучи известным в Петербурге преподавателем, художница разрабатывала в основном фантазийно-сказочную тему. Но вершин мастерства ей позволила достичь работа совсем в другом направлении — обращение к этническим мотивам. Кукол «Время собирать камни…» и «Ойлун» отличает не только продуманность образов, грамотно выстроенная композиция (подчеркивающая в первом случае спокойствие Иссы, а во втором — внутреннюю динамичность фигуры шаманки), внимание к деталям, но и ювелирная тонкость работы. Морщинки на лице, узловатые пальцы, прищур мудрых глаз и изгиб узких старческих губ — везде выдержан необходимый баланс между подробностью исполнения и необходимой степенью обобщения, позволяющий назвать куклу реалистичной, но не пугающе похожей на живое существо. Обе работы — «Фимо», роспись маслом.

Весьма интересными оказались работы Ольги Задорожной из Алма-Аты (Казахстан), художницы, обозначенной в проспекте выставки как «имя, которое известно только самым искушенным коллекционерам». Удивительно, но эти изящные куклы-дети продолжают скорее европейские, чем русские традиции (последним в большей мере свойственен гротеск, чем сдержанный натурализм). Анеглочки и фавны Задорожной сродни лучшим образцам немецких мастеров, таких как Хильдегард Гюнцель и Сабине Фогель, а воздушностью образов и тонкостью линий они напоминают голландскую школу.

Слева — «Фавн».  Справа — «Ангелочек». Обе работы — «Паперклей» на каркасе. Покрытие — тонированный акрил. Глаза — роспись акрилом. Волосы натуральные.

Удивительные работы представила Ирина Костырева, скромно говорящая о себе, что она единственный непрофессионал на выставке. На ее стенде можно было видеть необыкновенной красоты полотна, выполненные в технике квилт (лоскутное шитье) и кукол, в работе над которым валяние совмещено с текстилем.

Как всегда, порадовал посетителей стенд проекта «Домишки» под названием «Нас все больше». На нем были представлены и работы недавних выпускников курса, проведенного основателями проекта. Интересно, что экспонаты «Домишек» каждый день менялись.

«Детский садик»

«Китайский дракон» Алисы Баженковой

«Колыбель для кошки» Алисы Баженковой

Слева — работа Елены Федяхиной. Справа — «Домик с деревом» Насти Мохнопузовой.

Чудные лепные мишки Надежды Хохловой (Каргополье).

Александр Лузанов на этот раз выставился вместе с Frau Luba. Их работы, выполненные в совершенно разных техниках, тем не менее, интересно дополнили друг друга, благодаря необычному авторскому видению, в чем-то схожему у обоих художников.

Фрагмент стенда харьковчан (Украина). Керамика Светланы Виноградской. Работы этой художницы отличает не только оригинальный дизайн и виртуозное владение техникой, но и умение совмещать различные материалы, например, керамику и шерсть (валяние).

Работа Анны Водневой, петербургской художницы, которая долгое время развивает в своем творчестве мифологические и сказочные темы.

Чудесная работа творческого дуэта «АняМаня» (Казань). Жаль, что большинство остальных работ на стенде разительно походили то на картины художника Владимира Любарова, то на работы Романа Шустрова, то еще на что. Будем надеяться, что оригинальность — дело наживное.

Камбалы Тюрбо и Флюк. Работы Дины Рониной. Интересно, принимала ли художница участие в прошлогоднем мастер-классе Деборы Поуп или идеи просто витают в воздухе? Так или иначе, рыбы хороши.

«Весна Офелия» Светы Резановой (Нижний Тагил). «Ладолл», папье-маше, шелк. Несмотря на некоторые недоработки, например, лепку рук, работа очень симпатичная и в отношении образа, и в отношении колорита.

Работа Марины Зиминой.

«Раздающая сны» — кукла со стенда Объединения кукольников СПб.

Дизайнер Макс Цвик.

Аля Липина в компании петербургских теддистов Алены Николаевой и Люсии Черкасовой.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Comments for this post are closed.

  • Добро пожаловать на сайт проекта "Тедди-Арт". Мы можем создать мишку-тедди на любой вкус или помочь отреставрировать старых, "залюбленных" медвежат. А еще - сделать фотосессию для плюшевых любимцев или кукол.

    Также на нашем сайте вы найдете мастер-классы и рассказы о различных выставках и других интересных событиях кукольно-медвежьего мира.